Пиратство: добро или зло со стороны разработчика

Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня я хочу кратко поговорить о том, стоит ли разработчикам бороться с пиратством.

Итак, идёт 2013-ый год. Вы выпустили некоторое приложение для одной из мобильных платформ, или даже для персональных компьютеров.

Естественно, для разработки программы вы потратили некоторое количество денег. Даже если вы — человек-оркестр, и умеете классно программировать, разрабатывать UI, а также продвигать приложение, то вы всё равно тратили личное время, которое эквивалентно некоторой сумме денег.

Чаще всего, делали вы приложение для того, чтобы заработать. Конечно, иногда программисты делают что-то для души. Но это, как я думаю, не самый распространённый случай.

Итак, приложение готово, время его выпускать. Подумав о стратегии монетизации, вы решаете выпустить две версии app: платную без рекламы и с некоторым дополнительным функционалом, и бесплатную версию приложения с урезанным функционалом и наличием рекламы. Возможно, если это игра, в бесплатной версии вы добавите некоторые in-app покупки.

Буквально через несколько дней после выпуска приложения вы находите его на варезниках, распространяющих платную версию программы бесплатно. И тут вы задумываетесь, что делать. Варианта, по сути, возможно два. Либо вы начинаете бороться с распространением платной версии через варезники, либо вы думаете, как из этого извлечь прибыль.

Какую же прибыль можно извлечь из пиратства? С первого взгляда, никакую. Однако, если задуматься, то это не так. Возможны ситуации, когда пиратство вам только поможет.

Например, вы разрабатываете приложение для англоязычной аудитории, а также для европейцев. Так как вы делали всё сами, то приложение переведено лишь на английский язык, а также, возможно, на немецкий. Весь свой маркетинговый бюджет вы тратите на продвижение именно в этих странах. В связи с этим, если ваше приложение выложат, например, на сайте России, то вы практически ничего не потеряете.

Да, возможно кто-нибудь из русскоговорящей аудитории и купил бы ваше приложение. Но их — единицы. За счёт распространения программы на сайтах-варезниках, она получит некоторую известность. И потом, когда вы выпустите русскую версию, люди уже будут понимать, что это такое. Часть из них, вполне возможно, сможет стать вашими клиентами.

Я сейчас описал реальный пример. Некоторый разработчик создал программу для android, которая была ориентирована на США. На 4pda.ru её, конечно же, выложили. Причём, выложили не lite-версию, а PRO.

Что сделал разработчик? Он, вместо того, чтобы запросить удаление PRO-версии (на что он имел право, и на сайте 4пда это работает), он стал куратором темы с приложением. Всё, что он попросил от пользователей — это сообщать о багах. В результате, разработчик получил хорошую базу тестировщиков, которые говорят на родном для программиста языке.

Можно ещё привести один пример, когда пиратство приносит пользу разработчикам. Речь сейчас пойдёт о программах, которые используются для разработки или создания чего-либо. Например, это IDE, профессиональные редакторы, игровые движки, а также другие подобные продукты.

Многие студенты скачивают пиратские версии, например, microsoft visual studio, или PhpStorm. С течением времени, когда они начинают зарабатывать, они понимают, что за такие крутые продукты и не грех заплатить. И уже потом, с первой зарплаты, например, покупают полноценные лицензии.

А всё почему? Студенты за года обучения опробовали эти продукты, поняли, что это невероятно крутые инструменты, и за них заплатить — совершенно не грех. То есть, клиенты Майкрасофта и ДжетБрейнс стали лояльны к этим компаниям, и решили отплатить разработчикам сполна.

Существуют и другие примеры, показывающие, что пиратство — не всегда плохо. Думаю. что просто нужно анализировать каждый конкретный случай. Если это аркадная игра — это одно дело. Тут, наверное, нужно быть против выкладывания игры на варезниках. Если это бизнес-приложение (в широком смысле) — уже стоит задуматься.

Категории: Программирование

Метки: